ИГРЫ для неговорящих ДЕТЕЙ,
НАПРАВЛЕННЫЕ на формирование речевой активности
(1 часть)
Игра «Взбиваем пену».
Цель: формировать слоговую структуру слов,.
Задачи: развитие познавательной деятельности, мелкой моторики.
Оборудование: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка, ведро, разные виды мыла (различных цветов и фактуры).
Ход игры: взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» взрослым повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем взрослый побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем взрослый несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в миску с водой, после чего взрослый показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, взрослый восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению. Взрослый побуждает ребенка собрать пену губкой. По окончанию игры взрослый демонстрирует ребенку разные виды мыла, предлагает выбрать мыло разного цвета, разной формы, угадать разные виды мыла по запаху, постоянно побуждая ребенка произнести слово «мыло».
«Что это?»
Цель: формирование слов слоговой структуры.
Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, кинестетического восприятия.
Оборудование: мешочек из цветной ткани, фасоль, мука, зерна кофе.
Ход игры: взрослый высыпает муку на стол, предлагает ребенку опустить в нее руки, похлопать руками по муке, сопровождая речевым комментарием: «Смотри, мука! Мягкая! Мягкая мука», можно похлопать ладошками и стряхнуть с них муку, можно подуть на муку, сделать из нее горки, постоянно произнося слово «мука» нараспев по слогам, побуждая вопросами и интонациями к повторению слова. Затем взрослый показывает ребенку фасоль и говорит: «Бобы!», прячет фасоль в муку, предлагая ребенку найти, когда ребенок достает фасоль и муки, взрослый снова эмоционально произносит «Бобы». То же взрослый делает с зернами кофе. Затем взрослый насыпает в мешочек муку, кладет фасоль и зерна кофе: «Найди бобы. Что это? Давай скажем вместе. Найди кофе. Что это? Давай скажем вместе».
«Угостим Мишку»
Цель: формирование слоговой структуры, закрепление лексической темы «Продукты».
Оборудование: четыре мягких игрушки или куклы; четыре прозрачных стеклянных стакана, теплая вода в кувшине, маленькие баночки с чаем, растворимым кофе, какао, пищевым красителем; столовая ложка.
Ход игры: взрослый устраивает презентацию: показывает, что в кувшине теплая вода, прикладывая руку ребенка к кувшину, несколько раз произнося слова «теплая» и «вода», интонацией побуждая ребенка к повторению. Показывает баночки и называет несколько раз, что в них находится, вместе с ребенком нюхает содержимое баночек. Затем предлагает ребенку угостить его друзей разными напитками. Ребенок с помощью взрослого наливает воду из кувшина в стаканы. Взрослый: «Угостим Мишку чаем. Где чай? Давай заварим чай. Что мы заварили?». Ребенок кладет ложку чая в стакан и размешивает. Взрослый: «Давай угостим Мишку соком. Приготовим сок. Что мы дали Мишке?». Ребенок кладет ложку красителя в стакан и размешивает. То же самое с кофе и какао.
«Сухой бассейн»
Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т.п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь.
«Кто спрятался?»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Задачи: развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, обогащение словарного запаса.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки. Например: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума.
Ход игры: В начале игры взрослый устраивает презентацию. Демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести игрушки вместе с ним в сопряженной речи, «отхлопывая» слоговую структуру слов. Затем взрослый знакомит ребенка с «сухим бассейном»: опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу. По окончании презентации взрослый объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в «сухом бассейне»), сможешь ли ты найти их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по инструкции взрослого.
«Кто спрятался?»
Цель: формирование номинативного словаря.
Задачи: развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, обогащение словарного запаса.
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки. Например, «Животные»: коза, лиса, пони, пума, лама, косуля, бык, лев, хомяк, конь, кабан (одновременно в «сухой бассейн» рекомендуем опускать не более пяти игрушек).
Ход игры: В начале игры взрослый устраивает презентацию. Демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести игрушки вместе с ним в сопряженной речи, «отхлопывая» слоговую структуру слов. Затем взрослый знакомит ребенка с «сухим бассейном»: опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу. По окончании презентации взрослый объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в «сухом бассейне»), сможешь ли ты найти их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по инструкции взрослого.
Сенсорные альбомы.
Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).
Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.
Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.
Ход игры: взрослый показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.
Активизация речевого подражания, речевой деятельности.
Игра «Выжимаем губки».
Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».
Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.
Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.
Ход игры: взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
Тема «Животные».
Задача: развитие зрительного внимания.
Оборудование: рисунок кота с кнопками, к нему дополнительные детали, сделанные из разных материалов: нос (пуговица), когти (ракушки), усы (нитка или проволока) с кнопками.
Ход игры: взрослый показывает ребенку заготовку рисунка кота, побуждает ребенка назвать картинку: «киса», «кот». Затем ребенок закрывает глаза, а логопед наклеивает усы на мордочку кота, затем просит ребенка открыть глаза и показать, что изменилось, что появилось на мордочке кота. Далее взрослый наклеивает на рисунок: когти, нос. Инструкция та же. Затем логопед проводит рукой по наклеенным на рисунок частям, еще раз произнося их название, стимулируя ребенка к произнесению названий слов: киса, усы, когти, нос.
Задача: формирование винительного падежа, фразовой речи.
Оборудование: для игры понадобятся вырезанные из любой плотной ткани (однотонной) фигуры: кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка. На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки – вторую часть кнопки.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку «покормить друзей». Взрослый начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим….(морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т.д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, взрослый заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Взрослый помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у»: морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры взрослый побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».
«Чудесный мешочек»
В начале игры взрослый устраивает презентацию: показывает ребенку мешочек и сообщает, что в нем спрятались разные предметы, поочередно достает их из мешочка и называет. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза и на ощупь угадать предметы, находящиеся в мешочке. Для преодоления речевого негативизма у ребенка взрослый может предложить поменяться ролями, ребенок будет просить взрослого достать тот или иной предмет. Инструкцию к этой игре можно варьировать в зависимости от целей занятия, например: «Угадай, какие фрукты в мешочке. Достань и назови»; «Достань из мешочка все мягкие предметы. А теперь все колючие» и т.п.
«Волшебная дорожка»
Цель: формирование номинативного словаря по теме «Посуда».
Задачи: развитие координации движений.
Оборудование: гимнастическая скамейка, доска или длинная веревка; различная посуда (ваза, сито, бидон, нож, доска, бокал, миска), тканевый мешок.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку пройти по доске или веревке, не сходя с нее, нагибаясь собрать посуду, расставленную по краям от веревки, в мешок и назвать ее. Если уровень речевого развития ребенка не достаточен для самостоятельного называния, ребенку можно предложить собрать посуду по инструкции: «Положи в мешок вазу. Что у тебя в мешке? Давай скажем вместе».
«Баночки и крышки»
Цель: формирование предикативного словаря, различение разноприставочных глаголов «открыть-закрыть»; закрепление понятий: «большой — маленький».
Оборудование: банки из-под круп с крышками разных размеров.
Ход игры: взрослый медленно отвинчивает крышки с нескольких банок разных размеров, сопровождая свои действия речевым комментарием: «Смотри, я открываю, смотри, я открыла». Затем взрослый перемешивает банки и крышки на столе и предлагает ребенку самостоятельно подобрать крышки для каждой банки. Действия ребенка взрослый также сопровождает комментарием: «Закрой вот эту баночку. Закрыл? Что сделал? Давай вместе скажем – закрыл. Теперь банка закрыта». По окончанию игры взрослый предлагает ребенку открыть все банки для того, чтобы проверить, а справится ли взрослый с заданием. Действия ребенка снова сопровождаются комментарием: «Что сделал? Открыл? Банка открытая. А что мне нужно сделать закрыть? А теперь открой все маленькие банки. Какие банки ты открыл?»