ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация и методика проведения прогулки в учреждении дошкольного образования
Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут - 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с программой дошкольного образования, утверждённой в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Во время прогулки должны быть обеспечена двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Сокращение времени пребывания воспитанников на открытом воздухе не допускается.
Подготовка к прогулке
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
- первая подгруппа детей, включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
- в летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
Воспитатель средней и старшей группы предлагает воспитанникам внимательно посмотреть на себя в и случае необходимости устранить имеющиеся недостатки в одежде; в младших группах сам внимательно осматривает детей и устраняет неполадки в одежде детей.
Структура прогулки
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Рассмотрим компоненты подробнее
1. Наблюдение
В младшем возрасте занимают не более 7-10 минут. В старшем возрасте - от 15 до 25 минут, проводятся ежедневно, должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объекты для наблюдений:
- живая природа: растения и животные;
- неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (солнце, облака, дождь, снег, ручьи и т.д.);
- Труд взрослых.
- Общественная жизнь.
Виды наблюдений:
· Кратковременные - организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления.
· Длительные - для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
2. Подвижные игры и физические упражнения
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Физическая нагрузка данного компонента зависит от предыдущих занятий. Время проведения подвижных и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних группах– 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших – 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). В младших группах рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя, животным). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей. В старшей группе - игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
3. Индивидуальная работа
Исходя из учёта достижений воспитанников. Используются игры: дидактические, словесные, математические, рисование, упражнения по развитию движений. (в соответствии с разделами Учебной программы дошкольное воспитание).
4.Трудовая деятельность.
Длительность труда не должна превышать 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формы организации труда детей:
· индивидуальные трудовые поручения;
· работа в группах;
· коллективный труд.
5. В самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе специально организованной деятельности и нерегламентированной, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр при прямом или косвенном руководстве педагога.