Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Советы руководителя физвоспитания

Дата: 9 октября 2019 в 11:19, Обновлено 15 января в 20:37

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности в спортзале.

Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, спортивную обувь.

Нужно помнить, что во время физкультурных занятии ребенок много двигается, повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя далее находится в группе и выходит на улицу.

ФУТБОЛКА должна быть изготовлена из натуральных материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух и дисциплинированность.

ШОРТЫ должны быть неширокие и не стесняющие движения. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как как прыжки, бег, упражнения на растяжку.

ОБУВЬ  подошва должна быть эластичной(гнуться),с прорезиненной подошвой (она не будет скользить),и закрываться на липучку (шнурки часто развязываются и дети могут наступить и упасть). Чешки не подходят для наших занятий, они скользят и могут привести к травме.

НОСКИ лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок.

ПРИЧИНЫ   ПОЯВЛЕНИЯ   ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедичес­кое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии, в результате снижения высоты сводов стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется спо­собность стопы противостоять нагрузкам, т. е. нарушается ее рессорная функция.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода каса­ется поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы ра­стягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощу­щения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, оне­мения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных иг­рах, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т. д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении удары стоп о поверхность земли переда­ются вверх почти без изменения и, достигая головного моз­га, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плос­костопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

Причины плоскостопия.

Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жиз­ни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина — общая слабость костно-мышечной систе­мы в результате перенесенного рахита, частых или длитель­ных заболеваний.

Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая не прерывная ходьба, избыточный вес ребенка.

Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной, некачественной обуви.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плоско-вальгусной установкой стоп, которая, формируется в раннем возрасте. Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, дос­таточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребен­ка со спины. В норме — пятка расположена соответственно продольной оси голени (рис. 10), в случае плоско-вальгусных стоп – пятка заметно отклонена кнаружи (рис. 11).

                                               

              

Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врож­денной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета. Надо отметить, что практически у всех детей плоскостопие со­провождается теми или иными дефектами опорно-двига­тельного аппарата, особенно часто — различными наруше­ниями осанки.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. У детей чаще встре­чается продольная или смешанная формы.

Литература: Красикова,   И.С.  Плоскостопие у детей. – СПб.: издательский центр «Учитель и ученик», 2002.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Сядьте на стул, чтобы голень была строго вертикальна полу, а стопа образовывала с ней прямой угол. Нащупайте на внут­ренней поверхности подъема ладьевидную кость (над ней вы­пирает заметный бугорок). Поставьте на этом бугорке точку, затем линейкой измерьте расстояние от нее до пола.

Далее, не меняя положения стопы, встаньте. Снова измерьте высоту свода. Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя (под нагрузкой) является важной диагности­ческой величиной. Изменение этой высоты более чем на 3— 4 мм говорит о слабости свода вследствие недостаточного раз­вития связочного и мышечного аппаратов, о нестабильности и, следовательно» о плоскостопии в той или иной форме.

Измерение проводится на обеих ногах. Следует также учесть разницу между высотой свода на левой и правой ногах. В норме она не должна превышать 3—4 мм. Аналогично вы можете  проверить своего ребенка.

А можно выявить плоскостопие следующим образом..

Возьмите чистый лист бу­маги, положите его на пол. Теперь намажьте ступни любым жир­ным кремом и встаньте на этот лист. Выпрямитесь, сдвиньте ноги вместе, чтобы масса тела могла распределиться на ступни равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток вашей стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подо­швенного углубления. Затем перпендикулярно к ней нарисуйте прямую, пересекающую углубление стопы в самом узком месте. Если отпечаток ее узкой части занимает не более одной трети линии, соединяющей края подошвенного углубления, — стопа нормальная. Если достигает середины линии — у вас плоскосто­пие и вам не следует оттягивать визит к врачу.

Плоскостопие не относится к расовым недугам. Это не чума, не холера, не СПИД и не рак, но все же эта болезнь очень неприятная и ее нужно лечить. Запомните: чем раньше на­чать лечиться, тем лучше; даже если болезнь запущена, в любом возрасте можно сделать что-то полезное для вашей стопы. Лечение может быть пассивным (специальная обувь, кор­ригирующие стельки, супинаторы, исправляющие деформа­цию стопы) и активным, включающим тренировку мышц сто­пы и голени.

Если речь идет о плоскостопии у малыша, гимнастику и массаж ног надо начинать с 3—4 месяцев, пока ребенок еще не встает.

Лосева В.С.  Плоскостопие  у  детей 6-7 лет: профилактика и лечение.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛОСКОСТОПИЕ?

АНКЕТА

1.  Появляются ли боли в ваших ногах в конце дня?

Да (0 баллов); нет (1 балл).

2. Появляются ли отеки в области голеностопного сустава?

Да (0 баллов); нет (1 балл).

3.  Какую обувь вы носите?

На сплошной подошве (0 баллов); на небольшом каблу­ке (1 балл); на высоком каблуке (0 баллов).

4. Выполняете ли вы специальные упражнения для укреп­ления мышц стопы и голени? Да (1 балл); нет (0 баллов).

5.  Занимаетесь ли вы спортом?

а) баскетбол, волейбол;

б) плавание;

в) гимнастика;

г) легкая атлетика.

Да (1 балл); нет (0 баллов).

6. Достаточно ли вы ходите пешком (прогулки)? Да (1 балл); нет (О баллов).

7. Закаляетесь ли вы?

а) ножные ванны (1 балл);

б) обтирание стоп (1 балл);

в) обливание общее (1 балл);

г) не закаляетесь (0 баллов).

8- Сколько раз в день вы питаетесь?

а) один (0 баллов);

б) два (0 баллов);

в) три и более {1 балл).

9. Потребляете ли вы витамины (овощи, фрукты)?

Да (1 балл); нет (0 баллов).

Критерии оценки

— Если вы набрали до 5 баллов, у вас плоскостопие. Обра­титесь к врачу;

—Если вы набрали от 5 до 10 баллов, у вас предрасполо­женность к плоскостопию.

— Если вы набрали от 10 баллов и более, плоскостопия у вас нет.

Поддерживайте свою физическую форму! Помните: плос­костопие легче предупредить, чем лечить.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛОСКОСТОПИЕ?

ТЕСТ

1.  Возьмите чистый листок бумаги, положите его на пол.

2.  Намажьте стопы жирным кремом и встаньте на листок.

3. На листе остается отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединяв края подошвенного углубления.

4. Проведите перпендикуляр к этой линии, пересекающий углубления стопы в самом глубоком месте (схема).

5.  Если отпечаток в узкой части составляет не более 1/3 этой линии — стопа нормальная, если достигает 1/2 этой линии — у вас плоскостопие, обратитесь к врачу-ортопеду.

                                      

Схема определения плоскостопия

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

I. ПЛАНТОГРАФИЯ И ПОДОМЕТРИЯ ПО МЕТОДУ М.Ф. ФРИДЛАНДА

Плантография

1.  Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол.

2.  Намажьте стопу гуашью.

3.  Пациент должен встать ногами на лист бумаги, тулови­ще прямое, ноги вместе, чтобы масса тела распределилась равномерно.

Подометрия

На плантограмме проведите прямую линию через центр пятки и между отпечатками Ш и IV пальцев, условно отде­ляя наружный свод стопы, образуемый пяточной и IV—V плюсневыми костями.

Если оттиск не выходит за пределы этой линии на середи­не отпечатка, уплощения средней части стопы нет. Измере­ния делаются в мм. Отношение закрашенной части к уста­новленной ширине наружного свода характеризует степень плоскостопия (С.Ф. Годунов):

нормальная стопа — 0,51—1,0;

пониженный свод — 1,11 —1,20;

I  степень — 1,21 — 1,30;

II  степень — 1,31 — 1,50;

III  степень — 1,51 и более (II).

-2-

Пример

Закрашенная часть середины отпечатка плантограммы рав­на 60 мм.

Ширина наружного свода равна 40 мм. Степень плоскостопия: 60 : 40 = 1,5.

П. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА СВОДА СТОПЫ (ПО М.Ф. ФРИДЛАНДУ)

1. Измерьте в мм высоту стопы, т.е. расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, и длину стопы от кончика I пальца до задней окружности пятки.

2. Умножьте высоту в мм на 100 и разделите на длину стопы. Индекс нормального свода стопы колеблется от 31 до 27, от 27 до 25 и ниже — плоскостопие.

Пример

Высота стопы равна 50 мм. Длина стопы равна 270 мм. Индекс — 50X100 : 270 = 18,5 (плоскостопие).

Лосева В.С.  Плоскостопие  у  детей 6-7 лет: профилактика и лечение.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Появление плоскостопия каждый объясняет по-своему: одни — наследственностью, другие — плохим питанием, не­подходящей обувью, сидячим образом жизни или, наоборот, излишней нагрузкой на ноги, но мало кто понимает, что ос­новная причина — это неправильное физическое развитие в годы раннего детства.

Врожденное плоскостопие, особенно грубые его формы, врожденная косолапость определяются ортопедами еще в первые дни жизни ребенка и требуют ортопедического и даже хирургического лечения, однако такие заболевания встречаются достаточно редко. Чаще всего дефекты стоп раз­виваются медленно, годами, и, следовательно, их можно пре­дупредить.

Самым эффективным средством предупреждения плоско­стопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных на­выков.

Уже с первых дней следует обеспечить малышу наиболь­шую свободу движений, не стоит ограничивать его подвиж­ность тугим пеленанием, тесной кроваткой, манежем, кресли­цем, коляской и т. д. Своевременное и полноценное освоение различных движений — это главный показатель правильно­го психомоторного развития ребенка.

Массаж и гимнастика, проводимые в раннем возрасте, замечательно укрепляют детский организм, улучшают об­мен веществ, способствуют развитию всех органов и сис­тем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким обра­зом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим на­грузкам.

Внимание на стопы следует обращать буквально с рож­дения. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими пол­зунками, не желательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствует пра­вильному развитию мышц, связок и костей, что, в конеч­ном итоге, определяет строение и форму стоп.

Очень ответственный этап — вставание ребенка на нож­ки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понят­ным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не осознавая, что вредят своему малышу. Не торопи­тесь, пусть ваша крошка ползает до тех пор, пока есть воз­можность; ползание — очень полезный навык, совершенно необходимый для гармоничного развития ребенка.

Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не ограничивайте его в движениях. Длительное стояние – это слишком большая нагрузка для неокрепших еще но­жек.

Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться пра­вильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно. В противном случае велик риск формирования плоско-вальгусных стоп.

-2-

                                                   

Для предуп­реждения и лечения этой весьма распространенной пато­логической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика (см. И. Красикова «Детс­кий массаж от рождения до трех лет»).

Общеразвивающие упражнения, массаж и плавание не теряют своего значения и в 3 года и в 5 лет.

Очень полезно предоставлять малышу возможность хо­дить босиком: летом — по земле, траве, песку или гальке, дома — по полу, по коврикам с рельефными поверхностя­ми. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам.

Ребенку полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движе­нии, не вынуждайте его стоять рядом с вами в ожидании транспорта или во время долгой беседы со случайно встре­ченной приятельницей. Стоны даны человеку для передви­жения, а не для стояния.

Однако если ребенок жалуется на усталость и боли в но­гах после игры или прогулки, следует побеспокоиться и об­ратиться к ортопеду для квалифицированного осмотра. Именно эта боль, усталость или онемение указывает на снижение выносливости стоп — начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы; они появляются лишь через некоторое время. Если родители не обращают внимания на жалобы и не принимают своевре­менных мер — появляется плоскостопие.

К сожалению, современные городские дети очень мало двигаются: в детском саду — тихо играют сидя или стоя, дома — часами сидят перед телевизором, прогулка ограни­чена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. «Не бегай! Не лазай! Не шуми! Осторожно, упадешь!» – слышат они от взрослых. «Постой спокойно!» — просят ус­талые родители. И ребенок, особенно послушный, не бегает и не лазает, а целыми днями сидит перед компьютером.

И как результат — общее ослабление организма, недостаточ­ное развитие кровеносной и ды­хательной систем, нервное исто­щение, деформации скелета.          

Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. Если ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, — его мышцы не трениру­ются, плохо снабжаются кровью (плохо

-3-

питаются), поэто­му становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии.

Пусть ваш ребенок больше двигается.

Малыш растет, прибавляет в весе, и, следовательно, на­грузка на стопы все время увеличивается. В случае ослабле­ния мышц, связки, соединяющие кости, не выдерживают тя­жести тела – растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия, как у де­тей, так и у взрослых, которые из-за болезни долго пролежа­ли в постели или быстро прибавили в весе.

Итак, сильные, хорошо развитые мышцы играют решаю­щую роль в профилактике плоскостопия. Но что можно сде­лать в этом плане в домашних условиях? Не так уж и мало, как может казаться.

Все, что вы любите делать, будет интересно и вашему ребенку.

Терпеливо и методично приучайте своего малыша к пра­вильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы. Ходьба по «узкой дорожке» — отличный спо­соб решить эту проблему. «Узкой дорожкой» может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, скамья и т. д. Дети часто сами, интуитивно нуждаясь в тренировке этого навыка, стре­мятся пройти по краю тротуара, бревну или лежащей на земле длинной доске. Не мешайте ребенку! Более того, ска­жите, что это мостик через бурную реку, и пройдите по нему сами.

Все, что вы любите делать, будет интересно и вашему ре­бенку. Позволяя ему ходить дома босиком, и сами снимите тапочки. Выполнять различные задания  лучше вместе. Учите ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагайте ему под­нимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам, и малышу. Например, поиграйте в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами – пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Набейте полотняный мешок песком или мелкой галькой и предложите ребенку «топтать» его босыми ногами, устройте «морское дно» в ванной, приду­майте что-нибудь еще.

Ну а летом — спрячьте обувь подальше, пусть ваш ребе­нок хоть немного побудет дикарем. Ходьба босиком по теп­лому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам, — какие богатые ощущения!

Литература: Красикова  И.С.  Плоскостопие у детей. – СПб.: издательский центр «Учитель и ученик», 2002.

ОСОБЕННОСТИ  ДЕТСКОЙ  СТОПЫ. ПОДБОР  ОБУВИ

Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге, прыжках и обеспечивает передвижение нашего тела в пространстве.

С точки зрения биомеханики стопа имеет функциональ­но целесообразное анатомическое строение, поэто­му от ее состояния зависит плавность, легкость ходьбы и экономичность энергозатрат. В результате эволюционного развития человеческая стопа приобрела форму, оптималь­ную для опоры, балансировки, амортизации толчков и уда­ров при ходьбе. Она состоит из большого количества кос­тей, соединенных суставами, которые укреплены прочными связками. Движениями стопы управляют многочисленные мышцы.

Анатомически стопа состо­ит их трех сводов или арок. Внутренний продольный свод располагается от подошвен­ной поверхности пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и за­канчивается на подошвенной поверхности головки первой плюсневой кости. Наружный продольный свод проходит от наружной поверхности пя­точной кости до головки пя­той плюсневой кости. Попе­речный свод расположен в пе­редней части стопы от голов­ки первой до головки пятой плюсневых костей.

Внутренний и поперечный своды обеспечивают, в основ­ном, рессорную функцию стопы, а наружный — опорную.

В образовании и поддержании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени.

Мышцы стопы, довольно многочисленные, делятся по своему расположению на две группы: мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы. Большая часть мышц расположена на подошве, среди них выделяют мышцы воз­вышения большого пальца, возвышения мизинца и мышцы средней группы.

Мышцы тыла стопы участвуют в разгибании пальцев, подошвы — в сгибании, сведении и разведении пальцев. Из мышц голени особенно важную роль в формировании сво­дов стопы играют передняя и задняя большеберцовые мыш­цы и длинный сгибатель пальцев.

Для хорошего поддержания сводов определенное значе­ние имеет различная длина пальцев ног. При египетском типе стопы (рис. 6) наиболее длинным является первый па­лец и вероятность поперечного плоскостопия больше, т. к. изменяется опорная точка первой плюсневой кости.

-2-

При греческом типе (рис. 7) стопы самым длинным является второй палец, при этом возможно развитие продольного плоскостопия. При таком варианте основную перегрузку испытывает пяточная кость. Промежуточный тип стопы, при котором первый и второй пальцы равны по длине, наи­более устойчив к заболеванию.

Родители должны знать, что стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.

Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эла­стичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и вынос­ливы.

Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэто­му на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.

По сравнению с правильными, изящными стопами взрос­лого, стопы ребенка кажутся тяжелыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, кажутся плоскими. Если ва­шему малышу еще нет трех лет, то опасения излишни. Дело в том, что у ребенка ясельного возраста выемку свода запол­няет мягкая жировая подушечка, которая маскирует пра­вильную костную основу. В том, что это плоскостопие мни­мое, можно убедиться простым способом: поставьте ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его сто­пу с внутреннего края. Свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция стопы отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.

Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека.

УХОД ЗА СТОПАМИ

Залогом здоровья стоп является правильный гигиени­ческий уход за ними. Ежедневно перед сном необходимо мыть ребенку ноги теплой водой с мылом. Затем тщатель­но вытирать их досуха, особенно — межпальцевые проме­жутки.

Ногти обрезать следует не реже одного раза в две неде­ли. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не округляя их по бо­кам. Никогда не обрезайте их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.

Иногда можно устраивать ребенку «морские ванны». Морская соль, растворенная в воде, оказывает благотвор­ное воздействие на стопы. Налейте «морской воды» в ван­ну так, чтобы она закрывала щиколотки, и позвольте ре­бенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или на­сыпать гальку — чем не Черное море!

-3-

ПОДБОР  ОБУВИ

Плоскостопие – заболевание чрезвычайно распростра­ненное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах го­лени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая рас­пространенная причина этих болей — уплощение стоп.

А если обратить внимание па обувь, как быстро она сна­шивается и каким образом, можно получить дополнитель­ную информацию.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жан-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По тому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали сле­дующие выводы: по всей ширине — тихоня, внутренняя сто­рона — жаден, внешняя сторона — расточителен, стерты зад­ники каблуков – упрям, неуступчив. Предлагалось даже основать новую науку — скарпологию, позволяющую опреде­лять характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно.

При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

Донашивать чужую обувь нельзя ни в коем случае.

При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «за­ламывается к наружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю и «заламыванию» обуви вовнутрь.

Ну а детская обувь просто «горит»! Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответствен­но этому изнашивает обувь.

Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ОБУВИ

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приво­дит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы — частая причи­на простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в резуль­тате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке

-4-

увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измеряйте размер стопы только у стоящего ре­бенка.

Поставьте малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным каран­дашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки (рис. 1).

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметро­вой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или рас­стегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша на верх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви (рис. 2). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свиса­ют, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было рас­стояние примерно в один сантиметр (рис. 3).

При покупке новой обуви обратите внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно это важно для часто болеющих, ослабленных детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные сус­тавы. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жес­тким и высоким задником на шнурках или с ремешком

Подошва — это тоже очень важно — должна быть элас­тичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой два-три сантиметра, каблучок.

Таким образом, подбор обуви дело крайне ответствен­ное. Не забывайте, что нога ребенка растет очень быстро,  поэтому необходимо се измерять не реже 1 раза в 2-3 меся­ца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. Родители должны помнить, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп ребенка.

Признаки правильной обуви: жесткий задник, эластичная подошва, маленький каблучок.

Литература: Красикова  И.С.  Плоскостопие у детей. – СПб.: издательский центр «Учитель и ученик», 2002.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО  НАВЫКА  СТОЯНИЯ

Очень важно научить ребенка стоять, правильно распределяя вес тела на стопы.

Когда человек стоит, его стопы испытывают максимальную нагрузку. Причем,   тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп. Опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, а пятка отклоняется кнаружи.

Поэтому тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы (рис. 16). Стопы следует ставить параллельно, на небольшом (4-6 см] расстоянии друг от друга.

Для того чтобы проверить правильно ли стоит ребенок можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. В норме они будут иметь практически одинаковую глубину со стороны носка и пятки, выемку с внутренней стороны.

Для совершенствования этого навыка можно предложить ребенку следующее упражнение: стоя правильно (см. выше пытаться направлять тяжесть тела на внешние края сто слегка поворачивая стопы подошвами вовнутрь (рис.  17)

Чтобы ребенку было понятнее, что от него требуют, попросите его при­поднять большие пальцы йог, не от­рывая остальных от опоры (рис 18). Это упражнение можно и нужно выполнять часто, много раз в день, дома, на улице, в транспорте, ис­пользуя любую возможность. Обувь, если она правильно подо­брана, не мешает упражнениям.

На прогулке для тренировки старайтесь   использовать все неровнос­ти рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а лучше ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых

-2-

камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых ка­мешков можно выложить самим на дачном участке или во дворе.

Если ребенок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему «поиграть» стопами. Например, поднимать пальцы ног, «сокращать» стопы, «перекатываться» с пятки на носок и обратно или стоять на наружных краях стоп как «мишка косолапый».

Эти упражнения не только развлекут ребенка, но и по­служат хорошей тренировкой. Кроме того движения согре­ют стопы, что очень важно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.

Стопы даны человеку не для стояния а для ходьбы.

Литература: Красикова  И.С.  Плоскостопие у детей. – СПб.: издательский центр «Учитель и ученик», 2002.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО  НАВЫКА  ХОДЬБЫ

При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно (рис.19). Для тренировки этого навыка предлагайте ребенку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см (рис. 20), по бортику тротуара, бревну, доске...

В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается, прежде всего, пяткой, а потом — передней частью. В это время ее дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормаль­ная стопа возвращается в свое прежнее положение в peзультате активности мышц и эластичности связок. Но плоская стопа в сочетании с неправильным положение носков или пяток не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.

Недопустимо разворачивать носки вовнутрь (рис. 21) или к наружи (рис. 22), в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неправильной.

Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то можно учить его ставить стопы, слегка разворачи­вая носки, «по балетному». С этой целью используют спе­циальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов.

Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное — постоянный контроль и внима­ние, со стороны взрослых.

Кроме того, важно, чтобы ребенок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, коор­динации и согласованной работы мышц всего тела.

Литература: Красикова,  И.С.  Плоскостопие у детей. – СПб.: издательский центр «Учитель и ученик», 2002.

ВОДНЫЕ  ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

И для детей, и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног. Возьмите два тазика — с горячей (как толь­ко терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так поперемен­но 2—3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится при­ятное ощущение. В воду можно добавлять немного морской соли, питьевой соды, настои ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, листьев мяты перечной. После того как стопа распарилась, помассируйте ее, «вылепли­вая» своды стоп и как бы собирая стопу в «кулачок». И у детей, и у взрослых после такой процедуры наблюдается хороший сон.

После массажа принимают местные ножные ванны.  

1.  Для контрастной ванны возьмите два тазика — один с горячей, другой с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. По­вторите 2—3 раза.

2.  Ванна из отвара дубовой коры. 1 кг дубовой коры сме­шать с 0,5 л воды, кипятить 30 мин. Немного остудить и разбавить водой.

3.  Ванна с отваром из листьев и цветков ромашки или шалфея. 100 г сбора залить 2 л кипятка, настоять час, затем немного разбавить водой.

4.  Ванна из настоя мяты. 100 г сухой мяты залить кру­тым кипятком настолько, чтобы покрыть ее полностью. Настоять 30 мин. Добавить в теплую воду. Ноги дер­жать 15—20 мин.

Лосева В.С.  Плоскостопие  у  детей 6-7 лет: профилактика и лечение.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

МАССАЖ И САМОМАССАЖ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, ДЕТСКОМ САДУ

Общие указания

Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют ее в направлении от голено­стопного сустава к коленному. Основное внимание следует уделить внутренней поверхности.

Стопу надо поглаживать и растирать тыльной стороной со­гнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует мас­сировать от пальцев к пятке.

Для самомассажа полезно использовать специальные рези­новые коврики и массажные валики.

Упражнения всегда относятся к обеим ногам вместе. На­пример, присядьте и, волоча ноги по полу, сделайте 30—50 ша­гов.

Комплексы гимнастики

Для детей от 2 лет и старше в домашних условиях и детском саду

*   При исходном положении — ноги врозь, носки повер­нуты внутрь — выполнять попеременные повороты кор­пуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить на носках. Столько же походить на пятках. Немного походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног.

*   Несколько раз в день по 10—15 минут ходить на наруж­ном крае стопы, как «мишка косолапый».

*   Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш, платок и т. д.

*   Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

*   С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружным край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок.

Лосева В.С.  Плоскостопие  у  детей 6-7 лет: профилактика и лечение.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в  учреждении дошкольного образования, так и дома.


    Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст.
    В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании следующих условий:
1. Индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;
2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора;
3. Систематичность закаливания;
4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
    Суть закаливания состоит в следующем: постоянно, изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани, слизистую поверхность. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульса от которых поступают в высшие отделы нервной системы.
    Здоровый, закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
    Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком. Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например, находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями. Поэтому при посещении бассейна необходимо иметь специальную обувь.
    Следующим условием эффективного закаливания является поддержание рационального, не перегревающегося температурного режима в помещении.  Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в помещении не выше 18?С.
    Т.Н. Странский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждение – хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит, но уже согрелся, можно быстро одернуть одеяло и спустя несколько секунд набросить одеяло обратно. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, то указываются определенные цифры с постоянной температурой. Желательно в помещениях для детей создавать условия для колебания температуры в определенном диапозитиве.
    Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регуляции температуры помещений является обязательным условием эффективного пассивного закаливания.
    Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур. Существующие методы закаливания можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 4 ч) детей, а также дневной сон на свежем воздухе могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье.
    Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом, распахните форточку и доведите температуру до 14-15?С, а затем проведите подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.
    Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздухом процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми форточками. Очень полезен сон на балконе.
    Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных ванн при температуре +19-+20?С – 5-6 мин. Время каждой последующей ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и оздоровительной игрой для мальчиков является хоккей с мячом или шайбой, проводящей на снежной площадке.
    Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания является купание в открытых водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых погружений в воду при температуре воды +23-+25 градусов С не должна превышать нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один совет: многие родители бояться появления дрожи, а между тем именно ее начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть некоторое время на солнце.
    В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает эффект плавания прием контрастного душа после тренировки.
    Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.
    Итак, если родителя хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещении при температуре не более 18 градусов С, ежедневное применение воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. 
    Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.