Народный фольклор (народная мудрость) выступает незаменимым средством воздействия на дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Белорусский фольклор – один из самых богатых в мире. Это душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста:
1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста.
2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально-творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора.
3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением.
4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность – слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Знакомство детей с народными песнями и мелодиями происходит уже с младшей группы. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией («Зайка», «Бусел», «Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока»). Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Дети знакомятся с потешками («Кую, кую ножку», «Ладу, Ладу, ладкі», «Коці, коці, лапкі»), колыбельными («Спі, сыночак, міленькі», «Люлі, люлі, люлі, прыляцелі куры»). Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. В средней и старшей группе вводится понятие «обрядовая песня» (колядные песни «Ой, ну-ну, каза», «Каляда з казой», «Го-го-го, каза», щедровки «Добры вечар», заклички «Дожджык, дожджык, сыпані», «Жавароначкі, прыляціце», «Божая кароўка»). Именно в старшей группе вводится новый жанр — частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленкам, повороты ладошек из стороны в сторону, поскоки, пружинка, повороты корпуса. В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, подскоки, моталочка. В старшей группе: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку. Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. Так же в хороводах формируется умение у детей менять направление в кругу, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Среди образцов танцевально-игрового фольклора используются доступные дошкольникам имитационные (танцы «Таўкачыкі», «Млынок», «Каваль»), образные («Мосцік», «Пакажы, казелінька»), традиционные танцевальные (элементы танцев «Лявоніха», «Крыжачок», «Трасуха», «Весялуха») движения. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом («У мядзведзя на бару», «Грушка», «Бульба», «А мы проса сеялі»). Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (бубны, треугольники, ксилофоны, трещотки, деревянные ложки, дудочки, свистульки). В старшей группе формируется представление о тембрах народных музыкальных инструментов таких, как цимбалы, скрипка, дуда, балалайка, гармонь, колёсная лира. Характерные для народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие ребенка и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Использование фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Элементы народного фольклора эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях. Обряды, народные песни, танцы, игры развивают музыкальные способности детей, интерес и внимание к окружающему миру, способствуют расширению кругозора, воспитывают любовь к родному краю, уважение к народным традициям.